Из опыта работы Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения

Из опыта работы

Музыкально-образовательная деятельность строится по заранее намеченному плану. Содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, интеграции в музыке.

Существует 3 типа музыкальных занятий:

Фронтальное;

Занятие подгруппами;

Индивидуальное.

Занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творческих способностей, по обучению игре на инструментах, комплексные, интегрированные и с применением музыкально-дидактических игр и здоровье сберегающих технологий. Это дает нам возможность проводить занятия еще более интересными и содержательными. С их помощью дети быстро усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально-ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах, сохраняет психическое и физическое здоровье, обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка. С помощью здоровье сберегающих технологий повышает адаптивные возможности детского организма, формирует правильную осанку, гигиенические навыки.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения.

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детском саду. Основные требования к детскому репертуару — художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.

способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Ребенок старшей группы учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии, составлять характер музыкальных пьес, оценивать качество исполнения, постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо — высотный слух.

и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми.

При пении обращаем внимание на выразительное, непринужденное пение, на дыхание, на передачу динамических оттенков.

Например, для чистого интонирования очень часто используют игру “музыкальный телефон”, которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню.

Для закрепления знакомых песен можно использовать игру “Эхо”, где дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах.

Можно провести интегрированное занятие с преподавателем, где дети свои представления о той или иной песне дети передают в рисунках.

, как «Доброе утро», «Добрый день», «Цветочек» и т.д. обогащают музыкальные впечатления детей, создают радостное настроение, подводят детей к умению передавать радостное настроение, учат уменью передавать элементарные игровые образы и их характеры.

слушания музыки.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями.

Например, в игре «Догадайся, кто поет?» дети на слух определяют тембр голоса поющего: «Эту песенку свою я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай, кто я – ну-ка, угадай». Такие игры, как «Будь внимательным», «Буратино», «Музыкальный магазин», «Времена года» развивают восприятие музыки и память, которая совершенствуется в результате неоднократного прослушивания. Но каждый раз ребенок должен узнавать что-нибудь новое.

–ладовое, ритмическое, темповое, динамическое разнообразие.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.

Одним из видов музыкальной деятельности являются ритмические движения, поэтому развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха, умения согласовывать свои движения с музыкой: ритмические упражнения, музыкально-дидактических игр, танцев, хороводов. Несложные ритмы воспроизводятся хлопками, притопами, а динамические и темповые обозначения – изменением напряженности, скорости амплитуды и направлением движения. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей проходит успешно, если обучение элементарным танцевальным движениям осуществляется в сочетании с

сюжета песни «Тень – тень» дети действуют как сказочные герои, в движениях передают музыкально-игровые образы животных, находящиеся в определенных взаимоотношениях. В инсценировке стихов «Кот и мыши» дошкольники движениями раскрывают не только образы литературных персонажей, но и закрепляют умение в различии динамических оттенков, что способствует развитию динамического слуха. К музыкально-дидактическим играм также можно отнести «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Гори, гори ясно», «Котик и козлик».

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки, или произносятся под музыку. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев, соединяют пальчиковую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием. Например: «Грибочки», «Зайка», «Белочки»; пальчиковые сказки: «Зайчата и волчата», «Мальчик Петя».

Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у детей большой интерес.

Некоторые игрушки – инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Их роль в развитии ритма очень велика.

слуха используется игра «Лесенка», в которой дети различают направление движения звукоряда.

«Частушки».

, включенные в репертуар – это делает игру интересной и ценной для музыкально-сенсорного развития.

ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.

. Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. – В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе. Тезисы докладов.- М.: Педагогика, 1973. — С. 96-97

О. Г. Восприятие музыки и художественная культура слушателя. – К.: 1965.

, 1951.

, 1935.

. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А.Марковой. — М.: Педагогика, 1980. – 272с.

. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.

 

Добавить комментарий