Browse Category: Биографии

Дополнительное ДЗ

отправить.

12,45

32,55

0,008

163,5

0,15

25,04

2,54

348,345

3

425,2

8

42

100

10 000

1 000

1 000 000

3

12

125

800

 

Попробуйте сами решить, отдельная оценка

0,9

0,025

0,01

 

!!!!

Доп.информация на 11.03

Управление образования и науки Админситрации г.Сочи

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г.Сочи

ПЕРВЕНСТВО ЦДЮТЭ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ

11 марта 2017 года г. Сочи, полигон «КУбанская»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Документы:

• Уважаемые участники просим обратить ваше внимание на то, что без медицинского допуска ни один спортсмен не будет допущен до соревнований (взрослые и дети). Для работников ЦДЮТЭ на детей можно предъявить копии справок или допусков, подписанные Кегеян Т.Д., без предоставления оригиналов. Для всех других участников обязателен оригинал справки или меддопуска и копии, которые вы сдаетет в мандатную комиссию.

• Далее не забывайте страховаться от несчастных случаев на период соревнований. Оригинал мед.страховки обязателен, показывается на мандатной комиссии.

• Сообщаем, что стартовый взнос на участие в соревнованиях будет составлять 50 рублей 11 марта и 50 рублей 12 марта 2017 года на каждого участника для детских групп и 100 рублей на каждый день на каждого участника для групп МЖ18+(старше 18 лет). Стартовый взнос сдается на мандатной комиссии.

здание Центра детского и юношеского туризма и экскурсий г.Сочи (г.Сочи, ул.Орджоникидзе ,10)

стадион СОШ № 2 по адресу: г.Сочи ул.Кубанская, 4. Движения от Центра соревнований до старта всех участников только в сопровождении судьи.

Программа соревнований:

с 12.00    до 13.45      — работа мандатной комиссии по приему документов на 11 марта.

с 13-30          — выход групп к месту старта в сопровождении судьи .

с 14.00          — старт соревнований (массовый по каждой группе отдельно).

Мандатная комиссия: После прохождения мандатной комиссии руководитель команды получит техническую информацию, герметизированные карты и карточки участников. Последовательность прохождения дистанции для каждой группы участники наносят на карту и заполняют карточку участника самостоятельно.

ориентирование в заданном направлении в дисциплине спринт.

Парковая, много клумб, газонов, местных жителей, есть собаки. Газоны и клумбы ухожены и запрещены для бега: оливковый цвет на карте. По всей дистанции находяться судьи-контролеры.

Масштаб 1: 4 000 (в 1 см – 40 м), сечение рельефа 5 м, герметизирована. Формат А4. Печать цифровая.

ЦДЮТЭ г.Сочи со стороны Художественного музея. Прохождение финишного КП — 45 обязательно для всех групп и даже для сошедших участников.От КП 45 на финиш идет маркировка.

истанции:

15

компостером в карточке участника, полученной при прохождении мандатной комиссии.

— 1 час.

: Все судьи на КП обязаны прибыть к Центру соревнований 11 марта 2017 года к 13.00 и быть на дистанции до 15.30. Покидать место без разрешения начальника дистанции запрещено.

Подведение результатов по 11 марта 2017 года будет проходить до 13 марта 2017 года. Предварительные протоколы будут высланы на эл.почту руководителям после 13 марта 2017 года. Место и время награждения победителей будет сообщено дополнительно.

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ!

Разрешается бегать только по дорожкам, аллеям, асфальтовому и брусчатому покрытию.

Категорически запрещается перебегать по клумбам, газонам и цветникам.

Будьте взаимно вежливы к людям, находящимся на полигоне.

В случае получения травм необходимо обращаться к руководителям или к судьям.

Категорически запрещается бегать по территории строящихся объектов, и перелазить заборы и подпорные стены.

Переход улицы Курортный проспект только по подземному пешеходному переходу.

.

 

   Желаем удачи!

Доп.информация на 12.03

Управление образования и науки Админситрации г.Сочи

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г.Сочи

ПЕРВЕНСТВО ЦДЮТЭ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ

12 марта 2017 года г. Сочи, полигон «Дагомыс»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

до 21.00 10 марта для прохождения ее заочно. 12 марта на месте проведения соревнований до 11.00 необходимо будет сдать оригинал заявки и мед.допуски на всех участников и стартовый взнос в ГСК и получить карты, техническую информацию и карточки участников.

Документы:

• Уважаемые участники просим обратить ваше внимание на то, что без медицинского допуска ни один спортсмен не будет допущен до соревнований (взрослые и дети). Для работников ЦДЮТЭ на детей можно предъявить копии справок или допусков, подписанные Кегеян Т.Д., без предоставления оригиналов. Для всех других участников обязателен оригинал справки или меддопуска и копии, которые вы сдаетет в мандатную комиссию.

• Далее не забывайте страховаться от несчастных случаев на период соревнований. Оригинал мед.страховки обязателен, показывается на мандатной комиссии.

• Сообщаем, что стартовый взнос на участие в соревнованиях будет составлять 50 рублей на каждого участника для детских групп и 100 рублей на каждого участника для групп МЖ18+ (старше 18 лет). Стартовый взнос сдается на мандатной комиссии.

полигон «Дагомыс». Проезд до пос.Дагомыс со стороны Сочи до ост. «Пасека», далее перейти через трассу по пешеходному переходу со светофором на другую сторону. Далее вдоль трассы Лазаревская — Сочи в сторону Сочи по маркировке до Центра соревнований 10-15 минут. Со стороны Лазаревского до ост. «Охотничий магазин». Далее вдоль трассы Лазаревская — Сочи в сторону Сочи по маркировке до Центра соревнований 10-15 минут.

Программа соревнований:

11 марта

с 15.00    до 17.00      — работа мандатной комиссии по приему документов на 12 марта.

12 марта

с 11.00          — старт соревнований (интервальный на каждого участника).

Мандатная комиссия: После прохождения мандатной комиссии руководитель команды получит техническую информацию, герметизированные карты и карточки участников. Последовательность прохождения дистанции для каждой группы участники наносят на карту и заполняют карточку участника самостоятельно. Протокол старта на воскресенье 12 марта руководители получат 11 марта по электронной почте и по ватс ап в группе Педагоги Центра до 20.00.

ориентирование в заданном направлении в дисциплине спринт.

Склоны от очень пологих до крутых, обрывистых. Все ручьи преодолимы. Грунт мягкий, задернованный, редко — каменистый. Лес в восточной части карты по долинам ручьев лиственный, преимущественно спелый, парковый, без травы и подлеска, в западной он зарастает ежевикой. Несколько заброшенных чайных плантаций, показанные в карте «третьей» зеленкой — непреодолимы. По полянам, на линии электропередач, редко в лесу, встречаются заросли ежевики и колючей лианы сассапарели. Самая западная часть района соревнований — чайные плантации. В рядах чайных кустов повсеместно есть разрывы, которые и следует использовать для бега. Местность-закрытая на 70%. Сеть дорог и троп развита хорошо. В восточной и западной части карты, на высоте 3-5 м над землей, проходит труба сельского газопровода, не показанная на карте.

Масштаб 1: 5 000 (в 1 см – 50 м), сечение рельефа 5 м, герметизирована. Формат А4. Печать цифровая.

истанции:

16

компостером в карточке участника, полученной при прохождении мандатной комиссии.

часа.

Подведение результатов по 12 марта 2017 года будет проходить до 14 марта 2017 года. Предварительные протоколы будут высланы на эл.почту руководителям после 14 марта 2017 года. Место и время награждения победителей будет сообщено дополнительно.

Крутые незадернованные обрывы различной высоты, редко — заросли колючек, собаки в районе поселка.

   Желаем удачи!

Дополнения к уроку

 

Дополнения к уроку:

 

— Повтор необходимого фрагмента.

— Добавление тишины (для увеличения длины дорожки или добавлений промежутков).

 

Повтор фрагмента:

(рис1).

 

 

Рис 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рис2).

 

Рис 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возвращаем в привычный вид. Раздвигаем стрелки в разные стороны (рис3).

 

Рис 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Добавление тишины:

 

4).

 

Рис 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(вставить) (рис5).

 

Рис 5.

домашнее задание на 18.03

 

Домашнее задание.

 

1. Готовимся к письму часть 1 стр. 20-21

Прописи по математике стр. 22 №4,5

Задание в тетради в клетку

Повторить состав числа

 

.Научиться читать все слоги

 

 

а

о

у

ы

и

е

Н

на

но

ну

ны

ни

не

Т

та

то

ту

ты

ти

те

К

ка

ко

ку

кы

ки

ке

С

са

со

су

сы

си

се

Л

ла

ло

лу

лы

ли

ле

Р

ра

ро

ру

ры

ри

ре

В

ва

во

ву

вы

ви

ве

П

па

по

пу

пы

пи

пе

М

ма

мо

му

мы

ми

ме

З

за

зо

зу

зы

зи

зе

Б

ба

бо

бу

бы

би

бе

бэ

 

 

 

 

Домашнее задание.

 

1. Готовимся к письму часть 1 стр. 20-21

Прописи по математике стр. 22 №4,5

3. Задание в тетради в клетку

Повторить состав числа

 

5.Научиться читать все слоги

 

 

а

о

у

ы

и

е

Н

на

но

ну

ны

ни

не

Т

та

то

ту

ты

ти

те

К

ка

ко

ку

кы

ки

ке

С

са

со

су

сы

си

се

Л

ла

ло

лу

лы

ли

ле

Р

ра

ро

ру

ры

ри

ре

В

ва

во

ву

вы

ви

ве

П

па

по

пу

пы

пи

пе

М

ма

мо

му

мы

ми

ме

З

за

зо

зу

зы

зи

зе

Б

ба

бо

бу

бы

би

бе

бэ

 

 

 

Домашнее задание-12

Домашнее задание 12

 

основных классов веществ

а) запишите формулы веществ: оксид магния, оксид серы (VI) бария, оксид цинка, сульфид натрия, сульфат аммония, вода.

б) определите, с какими из этих веществ может реагировать в растворе соляная кислота. Запишите уравнения реакций, назовите продукты.

калия. Запишите уравнения реакций, назовите продукты.

Запишите уравнения реакций, назовите продукты.

д) определите, с какими из этих веществ может реагировать оксид меди (II). Запишите уравнения реакций, назовите продукты. Где необходимо, укажите условия протекания реакций.

е) определите, с какими из этих веществ может реагировать оксид хлора (I). Запишите уравнения реакций, назовите продукты. Где необходимо, укажите условия протекания реакций.

 

2. Определите, какие реакции возможны между веществами: серная кислота (конц Запишите уравнения реакций, где необходимо, укажите условия протекания реакций.

 

Задача на повторение:

Определите, какая соль получится, и рассчитайте ее массовую долю в полученном растворе.

 

_______________________________________________

 

* — н.у. – нормальные условия (.

“Исследование водных ресурсов Ростовской области, экологические проблемы реки Атюхты”

образовательное

учреждение

21

г.Шахты

 

 

 

 

 

НОУ «Исследователи»

 

работа

на тему:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

класса

Лебедева Ольга

:

читель биологии

Ирина Николаевна

 

 

14-15г.

СОДЕРЖАНИЕ

Значение воды в жизни человека.

Водные ресурсы и проблемы их использования.

Значение воды в жизни человека.

Водные ресурсы России.

1.3 Водные ресурсы Ростовской области.

1.4 Река Дон и ее экологические проблемы.

алые реки Ростовской области.

1.6.Химический состав природных вод Ростовской области. Водопотребление.

1.7. Основные источники загрязнения водных экосистем.

.

3. Выводы.

4.Рекомендации.

ГЛАВА 5. Заключение.

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы водоснабжения в мире и в РО.

Вода — наиболее ценный природный ресурс, имеющий наряду с воздухом, которым мы дышим, огромное значение в существовании человечества, поскольку мы знаем, что без воды не было бы жизни. Вода — одно из наиболее распространенных веществ, и самая распространенная на земле жидкость. Вода покрывает три четверти земной поверхности, и если бы поверхность земли была ровная, то вода покрыла бы ее слоем толщиной около 12/3 мили (примерно 2,5км). Несмотря на то, что пресной воды на планете в изобилии, многие страны мира испытывают её острый дефицит.

питьевой воды. Эксперты ООН считают, что в 21 веке вода станет более важным стратегическим ресурсом, чем нефть и газ.

Тема для проекта была выбрана неслучайно, она актуальна не только для крупных городов (для городов с большой численностью населения), но и для таких небольших, как  город Шахты.

-предложить пути решения задачи обеспечения населения качественной питьевой водой.

;

-получение учащимися в процессе работы над проектами реальных комплексных знаний по экологии.

 

 

И ПРОБЛЕМЫ

ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

бурлить высохшие родники нашего сердца.

Влияние качества воды на здоровье потребителей.

.

­тий.

.

Мировая наука уже несколько десятков лет настойчиво ищет пути обеспечения водой нуждающиеся регионы и страны, но пока ничего кардинального, способного отвести надвигающуюся катастрофу не предложено. Хотя созданы атомные и солнечные установки, опресняющие морскую воду, устройства, получающие воду осаждением водяных паров из воздуха, разного рода адсорберы, но ни один из этих вариантов ни в отдельности, ни все вместе не способны решить эту глобальную проблему.

­сурсами понимают те виды природных вод, которые можно использовать в настоящее время, управляя их режимом, а также те воды, которые будут использованы в ближайшей перспективе.

грязнены.

(круговороте). Лишь небольшая ее часть химически связывается и входит в состав изготовленной продукции.

­сурсы неисчерпаемы, вечны. Они могут быть переброшены из одной территории в другую, но в целом на Земле общий объем воды остается неизменным.

пользования водных ресурсов переводит воду из одного звена круговорота в другое.

 

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

­номерен по сезонам года.

/год в расчете на душу населения.

/год.

По общему объему ресурсов пресной воды Россия занимает лидирующее положение среди стран Европы (табл. 1.4).

Если принять все российские водные ресурсы за 100 %, то почти треть из них сосредоточено в озерах (1 место в мире), четвертая часть – в болотах и пятая часть – в реках.

ОБЛАСТИ

, т.е. к наиболее возвышенным участкам местности с повышенным количеством осадков.

, Сала. Значительная часть водоемов представлена солеными озерами. В основном пойменные озера в половодье сообщаются с речными руслами, а в летнюю межень из них происходит сток в реки.

На территории Ростовской области болота занимают небольшую площадь. Неустойчивое, а в юго-восточной ее части недостаточное увлажнение, наличие рыхлых и водопроницаемых пород и относительно развитая речная, а местами и овражная сеть препятствует развитию заболоченности местности. Пойменные массивы в основном незначительные до 100 га и приурочены к поймам крупных рек.

На рассматриваемой территории имеется ряд крупных водохранилищ и много прудов. На территории области имеется 173 водохранилища емкостью от 1 млн.м3 до 10 млн.м3 и 14 водохранилищ емкостью более 10 млн.м3.

назначения.

сточные воды, а также смыв с сельхозугодий, неорганизованные сбросы животноводческих комплексов.

Большая часть сточных вод подвергается различным видам очистки, однако, очистные сооружения работают не всегда достаточно эффективно, поэтому довольно часто в водоемы сбрасываются недостаточно очищенные сточные воды, содержащие химические соединения, негативно влияющие на гидрохимический режим водных объектов.

Основной объем неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, содержащих значительное количество загрязняющих веществ сбрасываются в водные объекты в районе городов Ростова-на-Дону, Каменска, Красного Сулина, Сальска, Волгодонска, Шахт, Новочеркасска и других, чем определяется и поддерживается, в основном, неблагоприятное состояние поверхностных вод в бассейне Нижнего Дона.

Формирование речного стока бассейна реки Дон происходит водотоками, размещенными на территории нескольких субъектов Российской Федерации: Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской; и Ростовской областей. Кроме того, следует учитывать, что на территорию Ростовской области поверхностные воды поступают после интенсивного использования по трансграничным водным объектам с территорий Харьковской, Донецкой и Луганской областей Украины.

И ЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Дон– одна из крупнейших рек на юге Восточно-Европейской (Русской) равнины. Берет начало в Тульской области, впадает в Таганрогский залив Азовского моря, образуя дельту (Ростовская область).

Длина Дона – 1870 км, площадь бассейна – 422 тысяч кв. км, часть которого находится на Украине. В верховьях течет в сравнительно узкой долине; правый берег высокий (местами до 90 м), сильно расчленен оврагами, левый – отлогий; русло извилистое, много перекатов.

(левые).

Исток Дона расположен на высоте около 180 м над уровнем моря.

По характеру долины и русла Дон является типичной равнинной рекой.

Бассейн Дона полностью расположен в пределах лесостепной и степной зон, поэтому он, несмотря на большие размеры площади водосбора, отличается сравнительно малой водностью.

Водный режим Дона типичен для рек степной и лесостепной зон. При исключительно высокой доле снегового питания (до 70%) и сравнительно слабом грунтовом и особенно дождевом питании Дон отличается высоким весенним половодьем и низкой меженью в остальное время года. От конца весеннего половодья и до начала нового весеннего подъема уровень и расходы воды медленно падают. Осенний паводок выражен слабо. Летние паводки на Дону – явление крайне редкое. В этом одна из характерных черт его режима.

.

, фекальных и балластовых вод.

и механизмов в период строительства и последующей эксплуатации причальных сооружений наблюдаются загрязнения водной массы и донных отложений нефтепродуктами, взмучивание донных отложений и как следствие – снижение интенсивности процессов самоочищения, ухудшение гидрохимических показателей воды.

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Мимо разных дворов и крылечек,

Где-то рядышком иль вдалеке,

Вьются множество маленьких речек,

Чтобы слиться в огромной реке.

Вьются речки, сливаясь в колечки,

Путь- дорога у них далека

Если высохнут малые речки-

Обмелеет большая река.

Малые реки – важнейшая составляющая единого организма бассейна реки Дон. На территории Ростовской области протекает 165 малых рек общей протяженностью 9565 км, образующих 26 бассейнов.

Проблемы малых рек — одни из ключевых проблем инженерии, гидрологии, экологии, водного хозяйства и других отраслей, связанных с использованием водных ресурсов. Восстановление и сохранение водных ресурсов области в экологически благоприятном состоянии является стратегическим направлением водохозяйственной политики.

.

ОБЛАСТИ. ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ

в некоторых районах превысила природную. Сток взвешенных веществ уменьшился в 3 раза.

По обобщенным данным за 1999-2011 гг. по перечисленным створам следует отметить, более высокое загрязнения поверхностного горизонта нефтепродуктами и легко окисляемым органическим веществом (по БПК5), а придонного горизонта – нитритами, железом и медью. Причину последнего, по-видимому, следует искать во влиянии на качество воды донных отложений ниже городских источников загрязнения и притока загрязненных подземных вод. Реку Дон на участке от Цимлянского водохранилища до устья (≈325 км) загрязняют сточные воды шести городов, наиболее крупным из которых по количеству сточных вод является г. Ростов-на-Дону. В реку Дон на этом отрезке впадает 4 притока первого порядка с водами более загрязненными, чем воды р.Дон. Однако по расходам воды во все периоды, кроме весеннего, существенное влияние на качество воды в р. Дон может оказывать только р.Северский Донец.

органические вещества, нефтяные углеводороды, соединения меди, цинка.

.

особенностями территории, геоморфологическими и климатическими факторами. Подземные воды являются важнейшей составляющей геологической среды, участвуют в транспортировке загрязняющих веществ и имеют большое хозяйственное значение.

понижений, с появлением новых путей водной миграции — оросительных и дренажных каналов.

К основным факторам воздействия на водные системы относятся объекты гидротехнического строительства (водохранилища, гидроузлы), изъятие водного стока, поступление загрязняющих веществ с различными видами сточных вод. В речной системе Нижнего Дона под влиянием антропогенных факторов  сформировался техногенный гидрохимический режим, увеличилась минерализация воды. Техногенная составляющая ионного стока достигла, а в некоторых случаях и превысила природную составляющую, при этом основными компонентами техногенной составляющей являются хлориды, сульфаты натрия. В придонных водах и донных отложениях чаще появляется и дольше сохраняется восстановительная обстановка. В русле Дона образовались техногенные потоки рассеяния и геохимические аномалии меди, свинца, цинка, никеля, кобальта, хрома, ванадия, содержание которых в воде, илах и растениях превышает фоновые в 2-25 раз.

среды. Ландшафты изменяются от кислородных до кислородно-глеевых и кислородно-сероводородных.

БПК5, нефтепродуктам – независимо от сезона, нитратам – зимой, фенолам – летом).

Сложившаяся ситуация, свидетельствует о необходимости проведения мероприятий, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов и их водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия вод, развитие водохозяйственного комплекса.

Основные источники загрязнения водных экосистем.

настолько загрязнены, что стали губительными для растительного и животного мира и опасными для здоровья и жизни людей.

водоёмов, молевой сплав леса. Наиболее загрязнены промышленные стоки таких отраслей, как нефтеперерабатывающая, химическая, мыловаренная, целлюлозно-бумажная, текстильная, металлургическая, газодобывающая.

фабрик содержат значительные количества цинка и меди.

Появившиеся в последние годы в сточных водах некоторых производств синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), которые обычно содержатся в составе моющих средств, резко ухудшают биохимическую очистительную способность воды. Даже при небольших концентрациях СПАВ в воде прекращается рост водной растительности, образуются стойкие скопления пены.

Коммунальные стоки кроме фекальных вод содержат значительное количество вредных соединений от использования химических веществ в быту, а также от предприятий пищевой промышленности. Наличие в коммунальных стоках болезнетворных микробов и вирусов, а также яиц гельминтов делает их особенно опасными для здоровья людей. Городские поверхностные стоки несут загрязнения от выхлопов городского транспорта и едкие соли, используемые в городах для таяния льда и уплотнённого снега.

Радиоактивные отходы, образующиеся при работе с радиоактивными веществами, хранят в специальных сборниках (хранилищах). В случае их попадания в поверхностные или подземные воды, они концентрируются в растительных и животных организмах. Мелкие организмы, содержащие эти вещества в небольших дозах, поглощаются более крупными, в которых возникают уже опасные концентрации. Поэтому отдельные пресноводные рыбы в несколько тысяч раз радиоактивнее водной среды, в которой они обитают.

, NO2 и др.

 

Результаты исследований.

Познакомившись со всем этим материалом, я поняла, что любой источник воды имеет большое значение для человека.

, различные пруды и искусственные водоёмы. Я решила остановиться на одной из рек, которая протекает не далеко от моего дома, и выяснить её экологические проблемы.

. (Приложение 1)

Первая экспедиция.

Приложение 5). Мы измеряли пойму речки в трёх местах и выяснили, что средняя ширина поймы 5 метров. Самый большой разлив реки происходит в апреле месяце. Мы не нашли материал какой была речушка ранее, но всё указывает на то, что когда –то это была довольно глубоководная река.

Приложение 5)

).

Исследование пробы воды.

).

а) Качественный анализ (сульфаты).

) и 1 мл хлорида бария (BaCl2). Сразу произошла реакция и выпадение белого аморфного осадка. Это показывает, что в воде содержатся сульфаты.

б) Качественный анализ (хлориды).

воде есть хлориды.

в) Качественный анализ (соли кальция).

Налили 10 мл воды, добавили 0,5 мл аммиака (нашатырного спирта) и 0,5 мл раствора хлорида аммония. Белое помутнение и выпадение осадка в растворе на дне химического стакана показывает, что в этой воде есть соли кальция.

г) Качественный анализ (карбонаты).

). После выпаривания на дне чашечки остался слабый белый налёт, при добавлении кислоты мы увидели выделение газа. Это значит, что в воде присутствуют карбонаты.

д) Качественный анализ (оксид углерода).

речной воды. Добавляем полученную известковую воду, перемешиваем. Всё содержимое переливаем в пробирку на 25мл и закрываем пробкой. Наблюдаем в течении часа. Мы увидели, что в пробирке появился белый осадок. Это значит, что в воде много углекислого газа и мало кислорода. Это плохо влияет на жизнь водных растений и животных.

е) Определение среды.

равный 6 (это говорит о слабокислой среде), фенолфталеин щелочную среду не обнаружил.

это остатки органических веществ. Кроме того мы увидели простейшие организмы овальной формы и в виде удлинённых нитей. Поработав с энциклопедией сделали вывод, что вероятнее всего обитателями водоёма являются амёбы и инфузории.

Качественный анализ грунта.

Качественный анализ грунта показал, что поверхностный слой довольно богат гумусом. Нижние слои состоят из следующих минералов:

   Глинозём

   Песок жёлтый

   Карбонаты

Мы растворили пробу грунта в воде и получили раствор. После чего профильтровали. Внешний вид фильтрата: раствор серого цвета, на поверхности образовалась очень тонкая жирная плёнка, это позволяет предположить о наличии нефтепродуктов, т.е о накоплении их в верхних слоях пробы.

При воздействии серной кислоты на осадок в фильтре произошло бурное вскипание. Качественная реакция на карбонаты- бурное вскипание, т.е проба содержит соли угольной кислоты. Провели исследование на наличие сульфатов, хлоридов, силикатов, катионов железа, кальция, свинца. Сульфат, хлорид и силикат- анионы нами были обнаружены.

Катионы кальция определяли, используя реактив карбонат аммония.

Выпал белый осадок, который растворился в соляной кислоте

валентного- жёлтой.

е пятно появилось только на одной полоске, которая указала на наличие Fe+3.

Катионы свинца определяли раствором сульфида натрия и раствором гидроксида натрия. На полосках бумажек пропитанных характерными растворами черного осадка обнаружили чёрное пятно. Такое пятно появляется при выпадении в осадок сульфида свинца. Исследуемые минералы легко разрушаются под воздействием ветра, воды, температуры, продукты разрушения попадают в воду и там накапливаются. Это первая причина уменьшения русла реки и загрязнения реки природными факторами.

). Видовой состав очень разнообразный. Обитание в водоёме роголистника и тростника свидетельствует о небольшой степени загрязнённости воды. Остальные растения могут обитать как в загрязнённых, так и умеренно загрязнённых местах.

нообразные насекомые, пауки

А.Т.Зверев. Экология) мы узнали, что эти организмы являются чистильщиками водоёмов.

По берегам реки расположены незаконные свалки бытовых отходов, в реке огромное количество пластиковых и стеклянных бутылок, пакетов и другого мусора. Местные жители используют водоём для водопоя крупнорогатого скота и птицы.

). Насколько же бездумно люди обращаются с водоёмом! Ведь эта небольшая речушка вполне могла бы стать источником питьевой воды или местом отдыха. Но теперь, из-за загрязнения, это практически невозможно.

.

200 машин проезжает по этой улице. Выхлопные газы, которые содержат окиси серы, азота накапливаются в атмосфере, почве, растениях, вместе с дождевой водой попадают в реку и загрязняют её. Особенно опасны тяжёлые металлы, которые входят в состав выхлопных газов. Одним из таких металлов является свинец. Из воздуха свинец попадает в воду.

Неорганические соединения свинца нарушают обмен веществ и являются ингибиторами ферментов, у детей вызывая умственную отсталость, заболевания мозга. Свинец может заменять кальций в костях, становясь постоянным источником отравления. Органические соединения свинца ещё более токсичны. Степень отравления свинцом определяют по содержанию его в крови.

). Это уменьшает русло реки и приводит к накоплению органических остатков, при перегнивании которых образуется углекислый газ. Тем самым в реке уменьшается количество кислорода, который необходим для жизни водных растений и животных организмов.

Ещё одним экологическим фактором, влияющим на экологическое состояние реки, является отсутствие на многих улицах нашего города канализационной системы. Сточные воды текут по искусственным канализационным каналам, сделанным людьми и в результате стекают в реку. Эти воды содержат моющие средства: стиральный порошок, мыло, отбеливатели, средство для мытья посуды и многие другие… Так как канализационная система проходит далеко не по всем улицам города, мы предлагаем администрации города задуматься над решением этой проблемы и расширить канализационные системы города.

 

.

Результаты исследования показали, что причиной исчезновения маленьких речушек является природные и антропогенные факторы:

   Климат в нашей области умеренно-континентальный. Сезон дождей прослеживается слабо. В летний и зимний сезон очень часто выпадает малое количество осадков. Это приводит к пересыханию речки по пути её следования или превращения в небольшой ручеёк.

мы определили, в основном карбонаты и силикаты). Под действием ветра, солнца, осадков берега обрушиваются и русло уменьшается.

   Берег реки очень сильно зарастает кустарником, ивовыми деревьями, тростником, рогозом. Это тоже приводит к уменьшению русла реки и загрязнению воды. Речку надо периодически чистить, убирать лишнюю поросль.

   Самый страшный враг-человек, который загрязняет её берега, воды бытовыми отходами, изделиями из пластика. Все знают, что природа не хочет принимать материал, полученный человеком химическим путём, и надо задуматься о том, что от таких маленьких речушек зависит жизнь на Земле.

 

:

Я считаю, что для решения проблемы качественного водоснабжения населения и промышленности следует:

;

ающих загрязнение речки мусором;

ах города и систем очистки воды;

повысить зарплату (и авторитет!) специалистам Центров по наблюдению за загрязнением окружающей среды;

расширить полномочия и фронт работы сотрудников районного экологического инспектората, с тем, чтобы они могли более активно влиять на состояние окружающей среды;

наладить в стране производство собственных доступных бытовых фильтров по очистке воды и убедить население в необходимости их использования;

каждому гражданину РО в заботе о здоровье быть более требовательным в защите своего права на чистую питьевую воду;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

 

 

.

год.

Официальный портал правительства Ростовской Области/ Режим доступа http://www.donland.ru

. Аналитические материалы ОАО «ПО Водоканал г. Ростова-на-Дону»

. Аналитические материалы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области

. Аналитические материалы Министерства экономического развития Ростовской области

. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Росстат. — М., 2011. С. 280.

 

 

20

 

“Кол Гали “Кыйссаи Йосыф” әсәренең идея-проблематикасы”

Кол Гали “Кыйссаи Йосыф” поэмасының идея-проблематикасы.

: фәнни-тикшеренү эшләренә юнәлеш бирү;

фикерләү сәләтен, сөйләм телләрен үстерү;

кызыксынучанлык, гаделлек, тугрылык, сабырлык сыйфатлары тәрбияләү.

ютер, экран.

 

Дәрес барышы.

Сыйныфта уңай психологик халәт тудыру.

әсәр белән чагыштырасы иде.

“Әй, атам, мин төшемдә күрдем: унбер йолдыз һәм ай белән кояш көлеп миңа сәҗдә кылдылар”. Кол Гали бу аятьне шигъри юл белән болай ди:

“Нурлы кояш, тулган ай һәм унбер йолдыз

Шул төшемдә сәҗдә кылды миңа төп-төз,

Бу төшемне шулай күрдем, һичбер шиксез,-

, шул төшемне юра имди”.

: “Әй, угылым, син төшеңне агаларыңа сөйләмә! Әгәр аларга сөйләсәң, хөсетләнеп сине һәлак итәр өчен хәйлә кылырлар, чөнки шайтан адәмнәргә ачык дошман, агаларыңны хәйләгә котыртыр”. Кол Галидә:

“Ләкин, угылым, әманәттер, яхшы тыңла,

Бу төшне син беркемгә дә мәгълүм кылма,

Саклан кеше кинәсеннән, шуны аңла:

Кешеләргә шайтан дошман булыр имди.

Кирәкмәскә бу серләрең мәгълүм булса,

Кардәшләрең бу төшеңнең аслын белсә,

Көнчелектән ачулары әгәр килсә,

Бу эш баштук безгә яман булыр имди”.

“Өмет бар ки, тәңре сиңа бирер мөлкәт,

Кодрәт белән насыйб итәр бик күп нигъмәт,

Барлык кардәшләрең кылыр сиңа хөрмәт,-

Унбере дә сиңа хезмәт итәр имди.

Синең исмең галәмара мәшһүр булыр

Мәшригъ-Мәгъриб олуглары сине белер,

Кыямәткә кадәр исмең мәңге калыр,-

Хәлил-Зәбихнең дәүләте күрнә имди”.

(укучыларның җаваплары тыңланыла һәм экранда җаваплар чыга).

Бу сюжетның киң таралуына аның изге китапларга кертелүе зур йогынты ясаган.

белән тыгыз бәйләнешле.

Йосыф сюжеты билгеле бер чор, җирлек белән конкрет бәйләнмәгән.

: Кол Гали әсәренең идея-проблематикасы хакында сүз барганда, менә шул дүрт факторны истә тоту кирәк.

(Укучылар Йосыф турында әйтәләр. Шуннан соң бу образны ачу башлана).

өрле сынаулар пәйгамбәр

адел хөкемдар сабырлык

Йосыф – камил инсан

 

ышкы кыяфәте

 

(Укучылар Йосыфның һәр сыйфаты турында сөйлиләр. Экранда сыйфатларга туры килә торган хәдисләр, Коръән аятьләре чыга).

: “Көрәштә иптәшләрен җиңгән кеше түгел, ә бәлки нык ачуланган хәлдә, сабыр итеп, үз ачуын җиңгән кеше генә көчле кеше дип санала”.

“Аллаһка ышан вә һәр эшеңдә тугры бул”.

: “Аллаһ мактана торган тәкәббер кешеләрне яратмас”.

: “Әгәр кешеләр арасында хөкем кылсагыз, гаделлек белән кылыгыз”. (Нәтиҗә ясала).

Әсәрдә нәрсә генә эшләсәң дә үзеңә кайтуын күрәбез. Шуны дәлилләргә кирәк. (Укучылар мисаллар китерәләр).

: Кеше, ул кем генә булмасын, үз гамәле өчен үзе җавап бирә, игелек игелек булып, яманлык яманлык рәвешендә, иртәме-соңмы, барыбер кабат үзеңә кайта.

Шулай итеп, Йосыф белән Зөлайха бәхетле тормышка ирешәләр. Ә бәхетле тормышның нигезе нәрсәдә соң?

Әсәр турында белгәннәребезне гомумиләштереп куябыз, тест сорауларына җаваплар язып, дәфтәрләрне җыеп алабыз. (Әсәр буенча тест эшләү).

Ә әсәрдәге сугышсыз, тыныч тормышны данлау республикабызның бүгенге эчке һәм тышкы сәясәтенә гаять аваздаш яңгырый.

Үз иҗатында мөселманча китап традицияләре белән җирле төрки халыкларның фольклор мотивларын органик рәвештә бергә кушып җибәргән Урта гасырлар шагыйре Кол Галинең исеме менә инде сигезенче гасыр татар халкының күңел түрендә яши — халык характеры оешуда аның әсәре шифалы чишмә кебек чыганак булып тора.

“Кыйссаи Йосыф” поэмасының татар халкы рухи тормышындагы роле” дигән темага инша язарга әзерләнергә.

 

Татарстан Республикасы

Кукмара муниципаль районы

дениесе

Кукмара 4 нче гомуми урта белем бирү мәктәбе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТР Фән һәм мәгариф Министрлыгы, укытучыларның белемен күтәрү Институты үткәргән Республика семинарында күрсәткән ачык дәрес:

 

“Кол Гали “Кыйссаи Йосыф” әсәренең идея-проблематикасы”

 

 

 

 

 

 

 

 

Югары категорияле

татар теле һәм әдәбияты

укытучысы Вәлиуллина Р.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

“Беҙ әкиәт иленән” (дәрес-ярыш)

 

 

 

 

(дәрес-ярыш)

 

 

 

ҡыҙы,

уҡытыусыһы

системаға һалыу; уларҙың төрҙәрен, үҙенсәлеген, идея-тематик йөкмәткеләрен билдәләү;

жади фекерләүен, бәйләнешле телмәрен, үҙ-ара ярыш сәмен үҫтереү;

һөйөү, ҡыҙыҡһыныу тәрбиәләү; берҙәмлеккә , дуҫлыҡҡа, тапҡырлыҡҡа , зирәклеккә һ.б. ыңғай сифаттарға өйрәтеү;

мультимедиа проекторы, әкиәттәрҙән иллюстрациялар, китаптар

Дәрес барышы:

.

Уҡытыусы:

хас, элек-электән килгән халыҡ ижадының бер төрө.

Күп кенә яҙыусы- әкиәтселәрҙе һеҙ ҙә беләһегеҙҙер. Шулай итеп, әкиәт беҙҙе саҡыра. Һеҙ әкиәттәрҙе беләһегеҙме икән?

Бөгөн дәрестә уҡыған, өйрәнгән әкиәттәрҙең йөкмәткеләрен иҫләп, уларҙы нисек үҙләштергәнебеҙҙе һынап, үҙ-ара ярышып аласаҡбыҙ. Командаларға бүленеп, төрлө ярыштар үткәрәсәкбеҙ.

 

Төп өлөш.

тигән исемдәр бирелә, капитандар һайлана. Мәрәйҙәрҙе уҡытыусы үҙе билдәләп бара.

Уҡытыусы:

елемдәрҙе барларға ваҡыт етте.

Беренсе командаға һорауҙар:

Ҡоҙоҡ төбө ҡоп-ҡоро, үҙе дөм ҡараңғы икән. Күҙе күнгәс ни күрә: бер ҙур бүлмәлә тора имеш.(“Әминбәк”)

“Әй, ҡуҡырая, ти, әй ҡуҡырая. Маҡтап бер һүҙ әйткәнгә-бер ат, ҙур көй сығарғанға ике ат тоттора ла ебәрә, ти. Шулай тарата торғас, уның бер аты, бер һыйыры ғына тороп ҡалған.” (,,Алтын тамсы”)

енсе командаға һорауҙар:

(“Ҡәмән менән Сәмән,картуф сәскән Сәлмән”)

2. “- Әгәр мин балығыҙҙы ашаған булһам, үҙегеҙгә ҡыш ашауға нимә ҡалыр ине? Һеҙ ҙә астан үлер инегеҙ, йәренгә мин дә балһыҙ ҡалыр инем,- тип яуап биргән, ти.” (“Айыу менән бал ҡорттары”)

1-се командаға эш:

Батырҙар тураһындағы әкиәттәр исемлеге яҙырға.

2-се командаға эш:

Хайуандар тураһындағы әкиәттәр исемлеге яҙырға.

)

(Уғатар, Йүгерек, Күлуртлар, Ертыңлар.)

3. Был һүҙҙәргә ҡайһы әкиәттә тап булабыҙ: скрипка, сатраш, яҙырға өйрәнеү, силәк, ҡарт, дейеү, карауан башлығы?(“Әминбәк”)

“Ҡәмән менән Сәмән,картуф сәскән Сәлмән”)

кемдәрҙән килгән?

“Килеп етә алмайым, ҡойроғом мәкегә ҡуша туңды”

“Ҡойроҡһоҙ ҡалдым. Килергә оялам ”

“Ҡойроҡһоҙ ҡалғас, ҡышын йоҡларға ятам”

“Батманды бушатҡан өсөн яза алдым”

 

. Яҙыуы: “Икенсе көндө… батыр алтын башаҡлы,ҡыҙыл ҡауырһынлы көмөш киеле уғын епкә бәйләп, келәт өрлөгөнә аҫҡан да туғаны Ҡамыр батырға: “Һин ошо уҡты көн һайын сығып ҡара. Әгәр унан май тамһа, мин иҫән-һау булырмын, әгәр ҡан тамһа, үлгән булырмын”,- тигән.

)

2. Ҡурай ҡуйылған. Яҙыуы: “Бына һиңә ҡурайымды ҡалдырам. Юлым уңһа, ҡурай осонан һөт тамыр, уңмаһа – ҡан тамыр”, — тип дейеү менән алышырға китте, ти.

(“Урал батыр” әкиәтенән Урал батырҙың ҡурайы.)

3. Скрипка. Яҙыуы: “Шунан скрипканы бына тигән итеп көйләп алғас, ул сыңлатып уйнап ебәргән”.

(“Әминбәк” әкиәтенән Дейеүҙең скрипкаһы.)

4.Айыу, Бүре, Эт, Ҡуян һүрәттәре. Яҙыуы: “Бергә торайыҡ, шулай еңелерәк булыр”, — тигән.

(“Етем төлкө” әкиәте)

6. Рәссамдар конкурсы.

Башҡалар уйлап, танырға тейеш.

киәттәре буйынса викторина:

Башҡорт халыҡ әкиәттәре нисек башлана?

нәмәһе? (ҡайнатма)

Яман ҡыҙ Миңлебикәнең һандығынан нимәләр сыға? (йыландар)

(К. Чуковский)

Ғ.Туҡай әкиәттәрен һанап сығырға.

“Йәһәннәмгә, әллә ҡайҙа китә” тигәнде икенсе төрлө нисек әйтәләр? (Ҡаф тау артына)

Икмәк батыр – синонимын атағыҙ (Ҡамыр батыр)

Башҡорт Золушкаһының исеме. (Гөлбикә)

Сәскәнең йәшел емешлеге өҫтөндә ниндәй ҡыҙ ултыра? (Дюймовочка)

Нимә ул алтын тамсы? (тир)

Әкиәт геройҙарынан кем итек кейеп йөрөй? (итекле бесәй)

Наф-Наф, Нуф-Нуф)

Кем ҡойроҡһоҙ ҡалған? (айыу)

Кем кәзәнең йырын отҡан? (бүре)

Алтын балыҡ ҡайҙан ул? (“Балыҡ һәм балыҡсы ҡарт”)

 

.

Йомғаҡлау.

 

р ҡуйыла.

 

Шуның менән беҙҙең дәресебеҙ тамам. Әкиәттәрҙе яҡшы беләһегеҙ икән. Киләсәктә лә әкиәттәр менән бәйләнеш, ҡыҙыҡһыныуығыҙҙы өҙмәҫһегеҙ, тип уйлайым.

 

Өйгә эш.

киәт яҙып ҡарарға.

 

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

 

— Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

— В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

— По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

— В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

— Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

 

 

 

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

— Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

 

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

И расслаблена…

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

 

Физкультминутка для глаз

(Ребята закрывают глаза)

Глаза все так же закрыты)

Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

 

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

На лице широкая улыбка)

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

 

МОСТИК

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

 

СТРЕКОЗА

как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

 

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

 

БЕЛКА

 

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

 

ТЕРЕМОК

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

 

ЗАЯЦ

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

.

 

ДОЖДИК

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

(Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

 

КОШКА

Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх

отрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

(Смотрят прямо.)

.

(Закрывают глаза руками.)

 

КОТ

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

 

КАЧЕЛИ

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз)

 

ЛУЧИК СОЛНЦА

 

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

 

 

 

 

»

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

 

«Ночь»

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза)

 

»Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

мотрят вниз

Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

мотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.

“Знаменитые напитки. Плюсы и минусы напитков “Пепси” и “Кока-Кола”, “Спрайт” и “Фанта”

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Казанский национальный исследовательский технологический

 

 

Научно-исследовательская работа

 

 

 

Гараев Герман Аликович

Ученик 9К класса

21

г.Альметьевска.

Антон Владимирович

Ученик 9К класса

МБОУ №21

г.Альметьевска.

 

ь биологии Абрамова Е.Г.

Казань, 2013

 

Краситель: Сахарный колер,

Ортофосфорная кислота,

Кофеин, Сахар,

Натуральные ароматизаторы,

 

Оказалось, что длительное употребление колы приводит к импотенции у мужчин и к бесплодию у женщин. Естественно, бывают и исключения, но они только подтверждают правило. Столь печальный эффект вызывают не напитки сами по себе (с их рецептурой все в порядке), а тот орешек — кола, который используется при их изготовлении.

Спустя час. Фосфорная кислота связывает кальций, магний и цинк в вашем кишечнике, ускоряя метаболизм. Увеличивается выделения кальция через мочу.

Более чем через час. Вы становитесь раздражительным или вялым. Вся вода, содержащая в кока-коле, выводится через мочу.

 

,

.

— (карамель Е 150) продукт карамелизации сахара темной окраски, его водные растворы представляют собой темно-коричневую жидкость. Применяют для окраски напитков и в кулинарии. Красители на основе карамели, использующиеся при изготовлении напитков “Кока-Кола” и “Пепси”, могут провоцировать развитие рака.

газ для насыщения напитков, консервант, охлаждающий и замораживающий агент. Углекислый газ широко используется в качестве консерванта для безалкогольных напитков. В соответствии с ГОСТ 28188, массовая доля двуокиси углерода составляет: для сильногазированных напитков более 0,40%; для среднегазированных 0,30-0,40% включительно; для слабогазированных 0,20-0,30% включительно. Углерода диоксид в большинстве случаев положительно влияет на органолептические свойства напитков, повышая освежающее действие многих из них.

или для коррекции имеющегося вкуса и запаха.

. Попав в организм, кофеин влияет на следующие гормоны:

: кофеин может препятствовать всасыванию аденозина, который успокаивает организм, что вначале способствует обострению внимания, однако впоследствии может вызвать нарушения сна и бессонницу.

: вместе с кофеином в организм попадает адреналин, что обеспечивает временный прилив энергии, который через некоторое время сменяется упадком сил и апатией.

: кофеин увеличивает уровень содержания кортизола («гормона стресса») в организме, что может стимулировать развитие целого ряда нежелательных последствий: от прибавления в весе и плохого настроения до сердечных заболеваний и диабета.

 кофеин повышает уровень содержания допамина в организме, т.е. оказывает эффект, сопоставимый с действием амфетаминов, после приема которых появляется кратковременное чувство эйфории, что быстро сменяется апатией или депрессией. Резкие перепады уровня допамина могут привести к формированию физической зависимости.

 

 

Фанта

 

ароматизаторы. Эти вещества оказывают неблагоприятное воздействие на слизистую оболочку всего пищеварительного тракта. Это может привести к возникновению воспалительных заболеваний, вплоть до эрозий.

 

 

 

.

 1. Сладкие газированные напитки не могут добавить здоровья. Сахар и другие химические вещества, входящие в состав газированной воды, «обманывают » мозг, доставляя ему удовольствие, лишенное пользы. Также лишний сахар сжигает дополнительное количество витаминов группы В.

2. Наиболее серьезными последствиями регулярного и частого употребления газированных напитков детьми и подростками являются заболевания органов пищеварения; ожирение, сахарный диабет и кариес; мочекислый диатез и мочекаменная болезнь; аллергия.

3. Если запивать пищу холодными напитками (например, пепси-колой со льдом), то время пребывания пищи в желудке сокращается с 4-5 часов до 20 минут. Это прямой путь к ожирению, так как такой пищей невозможно насытиться и чувство голода наступает очень быстро. Так же при этом начинаются гнилостные процессы в кишечнике, потому что нормального переваривания пищи, как такового, не было.

4.Существует мнение, что, будучи нагретым до 30°С основное количество аспартама в газированной воде распадается на формальдегид, метанол, фенилаланин и пр. Проглоченный метанол (метиловый или древесный спирт, убивший или ослепивший тысячи любителей выпить) преобразуется в формальдегид, затем — в муравьиную кислоту (яд от муравьиного укуса). Формальдегид — это вещество с резким запахом, канцероген класса А. Фенилаланин же, становится токсичным, в сочетании с другими аминокислотами и белками.

 5.Сладкие газированные напитки содержат лимонную или ортофосфорную кислоту, которая повреждает слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, а также постепенно растворяет эмаль зубов, вымывая из нее кальций. Такие же процессы происходят в костях. Поэтому длительное регулярное употребление сладких газированных напитков может стимулировать развитие остеопороза.

газированных напитков каждый является не безопасным в употреблении.

 

 

 

“Информация вокруг нас”

Информация вокруг нас

 

: “Информация и информационные процессы”

: “Информация вокруг нас”

: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

: Фронтальная

: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

: Первый урок по теме: “Информация и информационные процессы”

:

Создание условий для формирования понятия “информация”; о видах информации; о каналах получения информации; о формах представления информации.

Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

Развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.

Развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

Проконтролировать уровень усвоения программного материала.

Развитие познавательного интереса.

:

Воспитательная – развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру.

Учебная – ввести новые понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль.

Развивающая – развивать логическое мышление, расширять кругозор.

Ход урока

Презентация

Организационный момент.

(Демонстрируется слайд 1)

Мотивационное начало урока.

называется …»

)

В конце этой цепочки объяснений оказываются такие понятия, которые объяснить через простые уже нельзя.

Точку, невозможно свести к чему-нибудь более простому.

Основным понятием является информация, оно не сводится к более простому, а все пояснения – это сведения. Вот и наша записка содержит сведения о предстоящем событии.

)

Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше. Откуда вы можете получать новые знания, сведения, новости?

Ответ: Из книг, от друзей, по телевидению, по радио, от учителя.

)

)

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств получаем мы ту или иную информацию, в ходе урока вы будете выполнять различные задания. А в конце урока проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему с помощью теста.

 

Учитель: Информацию об окружающем мире получают не только люди, но и все живые организмы. Собака-пастух может почувствовать приближение волка и лаем предупредить об этом своего хозяина. В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения “Стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают на растение, мимоза спешит свернуть свои листочки. Информация заложена в каждой клетке живого организма, и это позволяет ему расти, развиваться, справляться с болезнями.

 

Ребята, а как мы узнаем, что утюг горячий, а лед холодный?

Как узнаем, что мороженое сладкое, а лимон кислый?

Как узнаем, громко играет музыка или тихо?

Как узнаем, что у мамы “убежало” молоко?

Ответ: Потрогать рукой, попробовать на язык, слышим ушами, почувствуем носом.

 

)

)

Учитель: Как вы думаете, ребята, с помощью какого органа мы получаем больше всего информации?

Ответ: Глаза

 

Учитель: Больше всего информации человек получает с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки; различаем цвет, форму, размер, расположение предметов. Известно, что свыше 80% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение, около 10% — на тактильные ощущения и лишь 7% составляет информация, воспринимаемая в текстовой форме.

Учитель: Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств, для разных животных различна.

Учитель:

Задание №1 (устно)

Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развито у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота?

. Ответы обсуждаются.)

Учитель:

Задание №2 (устно)

Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какого вида информацию не получает средняя обезьянка?

)

Ответ: Слуховую

Учитель:

Задание №3: (письменно)

Разделите эти слова по видам информации и заполните таблицу.

(Тепло, вкусно, больно, громко, красиво, холодно, тихо, жарко, кисло, ароматно, горячо, сладко).

)

Учитель:

Задание №4: (письменно)

Что должно быть написано в пустых клетках?

)

Учитель:

Задание №5 (устно)

Среди предложенного ряда слов найдите лишнее. Ответ объясните.

Синее, яркое, сладкое, далекое

Громкий, тихий, горячий, звонкий

Кислый, вкусный, горький, ароматный

)

Учитель: Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д. По форме представления информация делится на следующие виды: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

)

Учитель:

)

вам игру. Правила простые: на столе разложены предметы, на которых информация представлена в различных формах. Распределите их по формам представления информации.

Предметы: рисунок, книга, фотография, музыкальная кассета, цифры, схемы, карты, видеокассета, пример по математике, наушники, плеер, газета, журнал, калькулятор.

Учитель: А теперь проверим, хорошо ли вы усвоили тему сегодняшнего урока. Выполним тест по вариантам.

 

Тест к уроку

 

теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне.

 

(Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием. Учитель в это время проверяет тест)

)

Учитель:

Объявляются оценки за тест.

Домашнее задание:

— учебник параграф 1.1, вопросы на стр. 11,

— задание №4 в учебнике – стр. 11.

Творческое задание: Представить в различных формах информацию о том, как ты провёл лето.

)

“ Les saisons de l’année,”

Жуковский

Береговская Э.М.).

: формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи урока:

Обучающие:

”;

;

;

;

занятиям зимними видами спорта.

: создание положительной психологической обстановки на уроке; проведение физкультурной паузы.

Оборудование и наглядность:

;

“Les jeux d’hiver”;

”;

”.

Используемые педагогические технологии:

-работа в группах;

;

ИКТ

Ход урока.

Приветствие учителя.

Asseyez- vous! Je suis contente de vous voir ! 

Quelle date sommes-ce aujourd’hui ?

Quel mois de l’année est-ce ?

Quel jour sommes-nous aujourd’hui ?

Quelle saison de l’année est-ce ?

Quel est notre sujet de conversation ? Et notre thème de grammaire ?

Отрабатывается произношение ЛЕ стр.195.

.

ée ?

2.Quel temps fait-il ? Il fait beau ou il fait mauvais ?

3.Il fait chaud ou il fait froid ?

4.De quelle couleur est le ciel ?

5.Le soleil brille ?

6.Il fait du vent ?

7. Il y a beaucoup de neige ?

8. De quelle couleur est la neige ?

9. Est-ce que tu aimes l’hiver ? Pourquoi ?

10. Qu’est-ce que tu aimes faire en hiver ?

11. Tu aimes patiner ? luger ? faire du ski ? faire un bonhomme de neige ? jouer au hockey ? jouer aux boules de neige ? Pourquoi ?

?

грамматическая таблица.

njour! Ça va?”

Автор пособия предлагает несколько тестов для контроля понимания. Один из них приведен ниже.

1.Lisez le texte!

Ils jouent aux boules de neige. Monique commence à jouer aux boules de neige.

La soeur de Monique, Claire, n’aime pas jouer dans la cour. Elle reste à la maison.Elle aime lire des livres.Elle prend un livre et commence à lire.

Le soir vient. Monique rentre à la maison. Elle est heureuse. Ses joues sont roses. Elle dit : « J’aime beaucoup l’hiver ! »

.

-Il fait mauvais.

-Le soleil brille.

la maison.

-Michel et Henri font du ski.

-Alain, Jean et Gaston font un bonhomme de neige.

-Les filles patinent.

ons jouent au football.

-Les filles aiment beaucoup patiner.

ons patinent bien.

.

La soeur de Monique, Claire, aime jouer dans la cour.

-Claire lit un livre

 

 

 

 

.

 

 

 

“Starlight 6” Test 3 (Module 3)

“Starlight 6”

Test 3 (Module 3)

Use the past simple of the verbs.

The people … (bury) Tutankhamun in the Valley of the Kings.

Leonardo da Vinci … (study) painting in Florence.

He … (not\want) everyone to understand the notes.

He … (sketch) very accurate maps and … (design) a brilliant canal system for Florence.

Marco Polo … (travel) from Europe to China?

Alexander the Great … (know) the world and people.

Beethoven … (compose) music at an early age.

stions.

(Whom …)

(Where …)

raining the whole day yesterday. (When…)

(Who …)

(Did …)

The famous singer had a lot of fans. (Why …)

He wrote over 100 articles, when he was young. (What …)

.

This harvest … soon became a very important American tradition.

who started the Inca Empire.

A poisonous snake … Cleopatra.

Americans taught pilgrims to fish and hunt and … crops.

Thomas Edison … the light bulb.

Christopher Columbus … America.

of the verbs.

My family …(travel) abroad last Monday afternoon.

I …(do) my homework while my mum …(cook) dinner.

Boys … (play) football at 8 o’clock yesterday.

John … (repair) the car yesterday morning.

Granny … (watch) TV the whole day yesterday.

The strong wind … (blow) last Monday yesterday.

Match the words.

любопытный

идеальный

c.подробный

точный

5. e.талантливый

6.. невероятный

умный

“Актуальность полоролевого воспитания детей в современное время”

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

воспитания детей в современное время”

 

 

 

 

 

 

 

 

по ВМР

Н.В. Сулейманова

 

 

 

 

 

 

 

 

Март 2014

Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки, психологии и педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях ДОУ.

Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное – познавательной и продуктивной — то есть мы все с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику работы с детьми.

воспитания детей в современное время”

социализацию детей (рост материального равенства мужа и жены, от чёткого разделения семейных ролей к взаимозаменяемости хозяйственно-педагогических функций родителей, уменьшение авторитета отца и т. д.) В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек.

В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления.

ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

При обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Взрослые не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Важной неотъемлемой частью работы воспитателей в ДОУ по гендерному воспитанию является вовлечение в эту работу родителей, и самое главное — мужчин!

По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.

Если в ситуацию не вмешаться, убеждены исследователи, в будущем просто некому будет строить семьи и рожать детей. Ведь, несмотря на то, что ежегодно «наверх» подаются сведения о количестве мальчиков и девочек, эти данные в учебно-воспитательном процессе практически не задействуются, и ведется практически «бесполое» воспитание.